Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича – символ стойкости и презрения к врагам

Седьмая симфония Шостаковича – одно из важнейших произведений в истории нашей страны.

Первые три части Седьмой симфонии, носящей подзаголовок «Ленинградская», Шостакович создал в блокадном Ленинграде.

Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию».

Во время блокады композитор вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, умирал от голода, и в это же время с необыкновенным воодушевлением сочинял свою знаменитую симфонию.

Для того, чтобы грандиозная музыка зазвучала в стенах филармонии, необходимо было собрать 80 музыкантов. За месяцы блокады многие из них умерли от голода, сотни воевали на фронтах, некоторые после ранения лечились в госпиталях. По просьбе дирижёра Оркестра Ленинградского радиокомитета Карла Ильича Элиасберга (именно ему поручили исполнение седьмой симфонии Шостаковича) по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. По фронтам прошел приказ командования об отзыве оркестрантов.

Шатаясь от слабости, бледный и изможденный Элиасберг обходил военные госпитали в поисках музыкантов.

9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, на стене которой красовалась надпись: «Граждане! Осторожно! При артобстреле эта сторона опасна!», в городе, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек, при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Организовал концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял произведение Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.

Фашисты знали о готовящемся концерте и намеривались мощным артиллерийским огнем сорвать исполнение, «расстрелять музыку».

Однако за час до концерта наши артиллерийские полки обрушили на позиции гитлеровцев лавину огня. Пушечной прелюдией дирижировал генерал-майор Михаил Михалкин.

В результате ни один фашистский снаряд не упал рядом с Филармонией.

В назначенное время Карл Элиасберг взмахнул дирижёрской палочкой, и в зал полилась гениальная музыка Шостаковича.

Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют.

С огромным энтузиазмом Седьмую симфонию приняли и за рубежом, в союзнических странах. Партитуру симфонии отправили в Соединённые Штаты военным самолётом, а первое исполнение «Ленинградской» симфонии в Нью-Йорке транслировали все радиостанции США, Канады и Латинской Америки.

Гениальная музыка Шостаковича стала символом стойкости жителей и защитников осажденного города на Неве.