Осада Ленинграда стала не только испытанием для миллионов жителей, но и научным вызовом. Оставшиеся в блокированном городе ученые и инженеры в считанные недели должны были решать задачи, на которые в мирное время ушли бы годы. От этого зависела жизнь ленинградцев.
Зимой 1941-го лед на Ладоге окреп, но под воду неожиданно стали проваливаться легкие автомобили, идущие на небольшой скорости. Физики предположили, что причина трагедий – эффект резонанса. Так изобрели прогибограф – прибор, который фиксирует колебания льда. И стали проводить замеры. Оказалось, что дело в прочностных свойствах льда. Когда идет по льду пешеход или транспорт движется, подо льдом возникает волна. Она движется со скоростью примерно 35 км в час. Если транспорт движется с такой же скоростью, то возникает резонанс, и лед рушится. После этого открытия рекомендованная скорость движения – 30 километров в час – помогла избежать потерь.
Во время летней навигации для обеспечения Ленинграда горючим трубы решили протянуть по дну Ладожского озера. 29 километров уложили за 43 дня. Это была уникальная инженерная операция. Опыта такого ни у кого в мире не было. Трубопровод по дну был проложен впервые.
А в августе 1942 года от частично восстановленной Волховской ГЭС под водой был проложен и электрический кабель. Каждый его метр весил больше 50 килограммов. Ввиду отсутствия изоляционных материалов для этого кабеля для изоляции использовалась бумага для денежных знаков с монетного двора. Электричество начало поступать в сеть Ленэнерго по первой нитке кабеля 23 сентября 1942 года. В осажденном городе восстановили производство на заводах, трамвайное движение и в квартирах жителей появился свет.
27 января учащиеся на уроках физики познакомились с примерами труда ученых и инженеров блокадного города. По словам военного историка Николая Барышникова, только с июля по декабрь 1941 года штаб Ленинградского фронта принял к реализации 422 изобретения.