Мы помним!

27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Стойкость, мужество и патриотизм, который проявили жители осажденного Ленинграда, живет в нашей памяти и является примером для всех нас.

Этот памятный день для учеников 4 классов начался с акции «Свеча памяти». В строгом молчании ребята ставили свечи и возлагали цветы, а в классе прошли уроки, на которых ученики погрузились в то далекое прошлое. Ребята писали письма своим сверстникам из блокадного Ленинграда, вспоминали о своих прабабушках и прадедушках, на чьи плечи легло блокадное детство. Просмотрели фильм о Ленинградском зоосаде, в котором рассказывалось о том, как его сотрудники, не жалея себя, спасали жизни животных. Говорили о том, как учёные умирали от голода, но коллекцию семян сохранили. В самые голодные дни работники Всесоюзного института растениеводства продолжали сохранять уникальную, известную во всём мире коллекцию семян, насчитывавшую до 200 тысяч образцов зерновых, овощных и технических культур, – многие из них умерли от голода, но не стали есть уникальные семена. Без этой коллекции невозможно было бы быстро восстановить сельское хозяйство после войны, и количество жертв выросло бы ещё сильнее.

Мы помним!

Город выжил, потому что жил

В блокадном Ленинграде продолжали работать школы, вузы, научные институты.

В сентябре 1941 года, когда Ленинград оказался в блокадном кольце, в нём оставалось около 400 тысяч детей. Примерно половина из них – школьного возраста. Дети старше 12 лет к тому времени уже вовсю помогали взрослым: работали на разных предприятиях, заменяя ушедших на фронт мужчин, некоторые становились к станку, некоторые помогали санитаркам в больницах… Когда город начали бомбить, подростки наравне со взрослыми поднимались на крыши домов, чтобы сбрасывать упавшие на них зажигательные бомбы. Но при этом дети продолжали учиться. Уроки продолжались в бомбоубежищах.

Многим учёным, работавшим в Ленинграде, пришлось сменить свою мирную специализацию. Они разрабатывали новую военную технику и новое оборудование для её производства, искали более дешёвую и простую в изготовлении замену материалам и топливу для неё. Кроме того, обязанностью учёных стала и безопасность города. Они проектировали бомбоубежища, искали способы защиты от химической атаки, создавали новые виды маскировки зданий.

О том, как жили и работали люди в блокадном Ленинграде, о научных открытиях, спасших тысячи жизней, шел рассказ на уроках географии, физики, английского языка в 5-11 классах 27 января. Учащиеся 11а класса рассказывали ученикам 7-9 классов, как работали школы в городе, зачитали воспоминания учителей и учащихся блокадного Ленинграда.

Учащиеся 5в, 5а, 7 а, 7б, 8а, 8в классов на уроке английского языка просмотрели фильм о подвигах ленинградцев, делились воспоминаниями своих бабушек и дедушек — тех, кто защищал город или оставался в блокадном городе. Ребята очень удивились летнему меню столовой города в 1942. Они впервые услышали, что щи и шницель могут быть из лебеды и подорожника.

27 января учащиеся 1г класса на уроке литературного чтения читали, слушали  стихотворения поэтов блокадного Ленинграда, совершили виртуальную экскурсию по Народному музею культуры и искусства блокадного Ленинграда «А музы не молчали…».

Подвиг ленинградцев

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть как тень тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Такой свободой бурною дышали,

Что внуки позавидовали б нам.

                          О. Ф. Берггольц

Эти строчки из поэмы–летописи «Февральский дневник» поэтессы и радиоведущей Ольги Федоровны Берггольц, посвященной тяжёлым и трагическим дням блокады Ленинграда.

Зима 1941-1942 годов была суровой. В городе не было электричества, воды, тепла. Голод. За время блокады только от голода в Ленинграде умерло свыше 640 000 человек и еще более 17 000 человек погибли от бомб и снарядов.

В апреле 1942 года немецкие самолеты разбрасывали над советскими частями листовки: «Ленинград – город мертвых. Мы не берем его пока, потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли».

Но Ленинград не был городом мертвых. Ленинград выдержал страшную, холодную и голодную зиму. Несмотря на ожесточённые бомбежки и артобстрелы, с февраля 1942 года бесперебойно заработала вторая железнодорожная ветка «Дороги Жизни», что позволило увеличить норму отпуска хлеба и других продуктов.

Блокада Ленинграда – это невиданный в истории человечества образец трагедии и триумфа, высочайшего героизма и силы духа, воли к жизни и способности находить средства и силы для выживания в нечеловеческих условиях.

27 января на уроке истории учащиеся 6б класса говорили о подвиге всех ленинградцев, на уроках русского языка учащиеся 6в, 9а, 9в класса написали «Письма в блокадный Ленинград».

Возложение цветов у памятника «Летчикам Краснознаменной Балтики»

27 января, в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, учащиеся 7б класса возложили цветы у памятника «Летчикам Краснознаменной Балтики».

На месте, где сейчас установлен памятник, в первый год Великой Отечественной войны появился военный аэродром «Гражданка» специально для обеспечения обороны Ленинграда.

Местом расположения нового аэродрома была выбрана территория, принадлежавшая совхозу «Ручьи». К новому аэродрому была подведена специальная ветка железной дороги, которая обеспечивала поставки всего необходимого напрямую к территории аэродрома.

 Аэродром использовался тяжелыми самолетами и являлся главным аэродромом ударной авиации Краснознаменного Балтийского Флота. В качестве фронтового аэродром Гражданка просуществовал с октября 1941 года по сентябрь 1944 года.

Сейчас на месте, где проходила главная взлётно-посадочная полоса аэродрома «Гражданка», находится проспект Науки. На месте расположения бывших ангаров и капониров сейчас находятся улица Софьи Ковалевской и улица Карпинского, также по этому району проходит часть Северного проспекта.

С аэродрома Гражданка днем и ночью поднимались в воздух боевые самолеты. Летчики-балтийцы мужественно защищали Ленинград и советские корабли, оказывали поддержку с воздуха наземным войскам Красной Армии. Отсюда взлетали самолеты, которые защищали небо над Дорогой жизни.

Подвиг блокадного Ленинграда

 27 января учащиеся 1а, 3а классов на уроке литературного чтения говорили о том, как жил Ленинград, написали письмо в блокадный Ленинград, на уроке окружающего мира узнали, как работали учёные в блокадном городе, как спасали растения Ботанического сада. На уроке музыки познакомились с творчеством Д. Шостаковича и послушали 7 симфонию.

Время идет неумолимо вперед, и мы должны помнить о тех трагических событиях. Подвиг блокадников – пример стойкости и величия человеческого духа!

Ленинградский День Победы!

27 января – священная дата для всех жителей нашего города. Наш, Ленинградский День Победы!

В 2023 году Санкт-Петербург и вся Россия отмечает 80 лет со Дня прорыва блокады Ленинграда и 79 лет со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

В честь этого праздника 27 января творческие коллективы нашей школы и вокальный коллектив «Мечта» КЦСОН Калининского района под руководством Козян Е.В. выступили перед жителями блокадного Ленинграда, учащимися, родителями и педагогами  с концертной программой.

Кешбек при оплате школьного питания картой «МИР»

Уважаемые родители!

Акционерное общество «Национальная система платежных карт «МИР»» (АО НСПК «МИР») проводит акцию до 31.12.2023 по возврату кешбека при оплате школьного питания картой «МИР». Информацию и инструкцию можно найти, пройдя по ссылке: https://privetmir.ru/promo/produkty-pitaniya/obedy-v-shkole-s-vygodoy/.

Подвиг ученых блокадного Ленинграда

Осада Ленинграда стала не только испытанием для миллионов жителей, но и научным вызовом. Оставшиеся в блокированном городе ученые и инженеры в считанные недели должны были решать задачи, на которые в мирное время ушли бы годы. От этого зависела жизнь ленинградцев.

Зимой 1941-го лед на Ладоге окреп, но под воду неожиданно стали проваливаться легкие автомобили, идущие на небольшой скорости. Физики предположили, что причина трагедий – эффект резонанса. Так изобрели прогибограф – прибор, который фиксирует колебания льда. И стали проводить замеры. Оказалось, что дело в прочностных свойствах льда. Когда идет по льду пешеход или транспорт движется, подо льдом возникает волна. Она движется со скоростью примерно 35 км в час. Если транспорт движется с такой же скоростью, то возникает резонанс, и лед рушится. После этого открытия рекомендованная скорость движения – 30 километров в час – помогла избежать потерь.

Во время летней навигации для обеспечения Ленинграда горючим трубы решили протянуть по дну Ладожского озера. 29 километров уложили за 43 дня. Это была уникальная инженерная операция. Опыта такого ни у кого в мире не было. Трубопровод по дну был проложен впервые.

А в августе 1942 года от частично восстановленной Волховской ГЭС под водой был проложен и электрический кабель. Каждый его метр весил больше 50 килограммов. Ввиду отсутствия изоляционных материалов для этого кабеля для изоляции использовалась бумага для денежных знаков с монетного двора. Электричество начало поступать в сеть Ленэнерго по первой нитке кабеля 23 сентября 1942 года. В осажденном городе восстановили производство на заводах, трамвайное движение и в квартирах жителей появился свет.

27 января учащиеся на уроках физики познакомились с примерами труда ученых и инженеров блокадного города. По словам военного историка Николая Барышникова, только с июля по декабрь 1941 года штаб Ленинградского фронта принял к реализации 422 изобретения.

Футбол в блокадном Ленинграде

…Шёл 1942-й. Ленинградцы пережили первую блокадную зиму, которая выдалась довольно суровой: бывало, что температура падала до минус 32, а отопление в дома не поступало, канализация и водопровод не работали. Ещё в апреле покровы снега в некоторых местах достигали 52 сантиметров, а воздух оставался холодным вплоть до середины мая.

Но в сердцах людей, несмотря на голод, холод и разрывающиеся вокруг снаряды, было то, что помогало им жить дальше – надежда. Надежда на то, что город выстоит. Во что бы то ни стало. Этот огонёк в душе они старались поддерживать различными способами: кто-то писал стихи и поэмы, кто-то сочинял музыку. А были те, кто играл в футбол.

Было решено собрать 2 футбольные команды и провести матч. Пусть гитлеровцы знают, как «мертвые играют в футбол». Матч состоялся на стадионе «Динамо» 31 мая 1942 года. В 14 часов на поле вышел судья, по свистку которого появились 2 ленинградские команды – «Динамо» и Ленинградского металлического завода (ЛМЗ). На трибунах раздались аплодисменты. Два укороченных тайма (по 30 минут) были проведены без перерыва.

Как смогли истощенные и измотанные игроки провести на изрытом взрывами поле столько времени – не известно, это был подвиг. Зрители как могли подбадривали футболистов. Встреча закончилась со счётом 6:0 в пользу «Динамо». А после матча игроки покидали поле в обнимку, так было легче идти.

На следующий день мощные репродукторы были установлены на ряде участков передовых позиций. У самой линии фронта в течение 90 минут под грохот рвавшихся снарядов передавался репортаж о футбольном матче со стадиона «Динамо»…

Город, который немцы считали мёртвым, был жив.

27 января на уроках физической культуры учащиеся узнали об истории памятного матча, о силе духа и стойкости ленинградцев в дни блокады, почтили память минутой молчания.

Вот она, блокадная закалка!

Блокада Ленинграда — одна из самых страшных страниц в истории города. Суровая зима 1941-1942 годов довершила то, что было начато силами беспощадного противника. Тяжело было всем, жители гибли от голода и холода, казалось, помощи ждать неоткуда. Однако даже в те ужасные времена нашлись люди, которые, не жалея себя, пытались спасти несчастных животных Ленинградского зоопарка. К тому времени в зоосаде оставались бизоны, олени, слон, бегемот, дрессированные медвежата, лисята, тигрята, тюлень, два ослика, обезьяны, страусы, черный гриф и множество мелких животных. Ох и нелегко им было во время бомбежек!

Нелегко пришлось бегемоту Красавице, которую привезли в зоопарк в далеком 1911 году. Дело в том, что кожа бегемота должна быть постоянно смочена водой, иначе она быстро пересыхает и покрывается кровавыми трещинами. А зимой 41-го городской водопровод не работал и бассейн Красавицы оставался пустым. Евдокия Ивановна Дашина — сотрудник зоосада каждый день привозила на саночках из Невы сорокаведерную бочку с водой. Воду грели, поливали ею бедную бегемотиху. Трещины смазывали камфорной мазью, истрачивая до килограмма в день. Вскоре кожа Красавицы зажила, и она смогла с достоинством скрываться под водой во время бомбежек. Дожила она до 1951 года и умерла от старости, не заработав ни одной хронической болезни. «Вот она, блокадная закалка!» — с восхищением говорили впоследствии ветеринары.

27 января на уроках биологии учащимся рассказали о том, как выжил Ленинградский зоопарк во время блокады